Народные суеверия в произведениях Н. В. Гоголя

Добавить в закладки
Тип работы:
Курсовая
Тема:
Народные суеверия в произведениях Н. В. Гоголя
Предмет:
Литература русская
Страниц:
22
Автор:
Беляева Юлия
Год сдачи:
2003
ВУЗ, город:
МГУ им. Ломоносова
1490
руб.
Купить

Заказать уникальную работу

Вид работы
Тема
Предмет
Количество страниц
Узнать цену →
Важно! Наша компания дорожит своими клиентами. Мы стараемся создать все условия для того, чтобы Вы всегда обращались только к нам.

Детальная информация о работе

↑ Наверх

Выдержка из работы

Душа нашего народа – главное, ни с чем не сравнимое, бесценное сокровище России. Это загадка, полная невыразимого очарования и щемящей грусти. Русская душа таится в сказках, былинах, обрядах и суевериях, в которых проступает мудрый и простой лад русской жизни, давший миру нашу уникальную культуру, в которой тесно переплелись Восток и Запад.

Что же такое «русские суеверия»? В сущности, они до сих пор окружают нас в обыденной жизни. Суеверия отражены в привычных для нас поговорках, сказках, приметах. Так, столкнувшись с неприятной неожиданностью, мы говорим: «Не было печали, да черти накачали», - а, совершив необдуманный поступок, - «Черт попутал». Потерявший нужную вещь нередко призывает: «Черт, черт, поиграй да отдай!» - почти не вдумываясь в то, что стоит за этими словами.

На нашему мнению, эта тема действительно актуальна для нашего времени, и суеверие заслуживают нашего внимания, как значительная частица народной жизни; это путы, которые человек надел на себя — по своей ли вине или по необходимости, по большому уму или по глупости, но в них он должен жить и умереть, если не может стряхнуть их и быть свободным. Суеверия передаются из одного поколения в другое из века в век со всеми мелочами и обрядностями, в них мы можем встретить много правды о родной старине.

Суеверия нашли своё отражение не только в народном фольклоре, но и в русской литературе. Стоит чуть-чуть сосредоточиться, и вспоминаются многочисленные и удивительно разнообразные бесы, русалки, водяные, упыри, домовые, лешие, ведьмы, черти и прочая «нежить», давно и прочно поселившаяся в строках поэтических, на страницах романов, повестей, рассказов и очерков - от М.В.Ломоносова до М.А.Булгакова. Литература затронула, однако, лишь самую малость чрезвычайно богатого пласта народной культуры - мира нечеловеческого, но очеловеченного, одновременно неведомого и знакомого, страшного и полезного, чужого и своего.

На наш взгляд, своеобразие русской литературы в немалой степени определялось ее связью с народной (фольклорной) культурой. Характер, тип связей, удельный вес фольклорного начала менялись от эпохи к эпохе, зависели от творческой личности писателя, от событий общероссийского (войны, революции, отмена крепостного права, рост городов, научно-технический прогресс и т.п.) или местного значения. Но сам процесс взаимовлияния, взаимообогащения литературы и фольклора в России никогда не прерывался.

Поскольку народные верования, обряды, предания, суеверия, заговоры и фантастические истории, составлявшие неотъемлемую часть традиционной культуры, базировались на представлении о существовании параллельного человеческому миру нечистых духов, одушевленных сил природы - низшая мифология проникла и на страницы литературных произведений.

В работе были проанализированы произведения Николая Васильевича Гоголя, который, по нашему мнению, является исключительно самобытным, национальным писателем, и именно в его творчестве наиболее ярко показаны особенности национального характера русского народа. Он создал пленительный образ Родины, обращаясь не только к мотивам народных преданий и легенд, но и к фактам действительной жизни. Сочетание романтического и реалистического становится важнейшей особенностью произведений Гоголя и не разрушает романтической условности. Описание быта, комические эпизоды, национальные подробности удачно сочетаются с лирической музыкальностью, свойственной романтизму, с условным лирическим пейзажем, выражающим настроение, эмоциональную насыщенностью повествования. Национальный колорит и фантастика, обращение к преданиям, сказкам, народным легендам свидетельствуют о становлении в творчестве Н. В. Гоголя национального, самобытного начала.

Содержание

1. Введение………………………………………………стр.1

2. Основная часть………………………………………стр.5

3. Заключение………………………………………….стр.19

4. Библиография……………………………………….стр.21

5. Сноски……………..………………………………...стр.22

Список литературы

Библиография.

Источники:

Гоголь Н.В. Избранные сочинения, в 2-х томах. – М.: «Художественная литература»,1984 – Т.1.

Список использованной литературы:

1. Забылин М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М.: «Эксмо», 2002

2. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. - СПб., 1860. /Др. изд./

3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, в 3-х томах. - М., «Современный писатель»,1995

4. Власова М. Русские суеверия. - СПб., «Азбука», 1998

5. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. - СПб., «Литера», 1996

6. Даль В.И. Пословицы русского народа, в 2-х томах. - М., 1984

7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, в 4-х томах. - М., 1978

8. Панкеев И.А. Тайны русских суеверий. - М., «Яуза», 1997

9. Сахаров И.П. Сказания русского народа. - М., «Терра», 1997

Купить →Заказать оригинальную работу